Сегодня в Российской Федерации предоставление услуг населению обеспечивают следующие органы публичной власти и (или) организации:
– органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения;
– территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию субъекта Российской Федерации;
– органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения.
Число заявителей, обращающихся для получения различных услуг, исчисляется миллионами человек в год. Именно опыт обращения в органы публичной власти за получением публичных услуг становится для простого человека мерилом качества работы органов власти.
Георейтинг, проведенный в рамках мониторинга реализации административной реформы в августе 2008 года Институтом государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики совместно с Фондом общественного мнения, выявил основные причины неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. У респондентов социологи интересовались, с какими проблемами они встречаются, когда обращаются в органы власти. Были выявлены следующие проблемы.
ЧТО ТАКОЕ МФЦ?
В соответствии с Указом Президента РФ № 601 перед органами исполнительной власти поставлена задача по доведению к 2015 году доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», по месту пребывания, в том числе в многофункциональном центре, не менее 90 процентов. Как мы уже сообщали нашим читателям, на сегодняшний день МФЦ действуют в 9 городах и районах республики. До конца 2015 года такие учреждения необходимо открыть в каждом муниципалитете.
Основная цель их создания – повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению за счет сокращения сроков их предоставления и упрощения процедур, создания максимально комфортных условий для получателей услуг. Кроме того, повышается эффективность деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем оптимизации межведомственного и межуровнего взаимодействия, в том числе электронного.
В МФЦ реализуется принцип «одного окна», при котором граждане и юридические лица могут обратиться в единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов при оказании государственных и муниципальных услуг и имеют возможность получать одновременно несколько услуг.
Порядок работы МФЦ основан на том, что с заявителями будут работать специально подготовленные сотрудники, которые, предварительно пройдя соответствующее обучение, будут предоставлять целый набор государственных услуг.
В целом государственные и муниципальные услуги, предоставляемые МФЦ, можно объединить по нескольким направлениям: услуги в сферах архитектуры и градостроительства, земельно-имущественных отношений, социальной поддержки населения, определения гражданско-правового статуса, услуги муниципальных образований.
Еще раз напоминаем читателям, что основными задачами предоставления услуг через МФЦ являются:
– сокращение числа документов, требуемых от заявителя;
– сокращение сроков обслуживания;
– противодействие коррупции;
– ликвидация риска посреднических услуг и создание комфортных условий обслуживания.
Ибрагим ВАГАБОВ.
Уважаемые Избербашцы!
В связи с реализацией Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации.
Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
13) учредительные документы юридического лица;
14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;
18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.